воскресенье, 8 апреля 2012 г.

Недостающий элемент профессионализма … или о «месте психического в соматическом»

Извините, товарищи, но я вновь решил выступить с критикой, и, причем замахнулся не точно на отдельные стороны «неврологического» в медицине, а на всю медицину в целом. А поводом к этому послужило осознание мною, к сожалению запоздало (но не безвозвратно для исправления, по крайней мере, в отношении лично меня, надеюсь и Вас, уважаемые врачи-неврологи и врачи любой другой специальности после прочтения моего сообщения), [осознание мною] того, что большинство из нас имеет ярко выраженный профессиональный дефицит (простите, но даже некоторую ущербность) в отношении методологии диагностического процесса, основным недостатком которого является выраженный профессиональный крен у врачей-интернистов и неврологов в сторону «соматического» без учета «психического (личностного)». Практически все (указанные выше) врачи на момент приема пациента (ургентную медицину это не касается)  игнорируют его личностные особенности  и реакцию этой личности на болезнь (большинство врачей вообще не знают основы медицинской психологии в необходимом объеме, чтобы адекватно осуществлять клинико-диагностичйеский поиск); при этом по незнанию, как следствие, игнорируя то важное (по незнанию), что может привносить значительный вклад (как правило, негативный), на течение самого патологического процесса (его модификация), и, как следствие, на диагностику и лечение этого патологического процесса. К сожалению, в специальной литературе по той или иной специальности (неврология, гастроэнтерология, кардиология и др.) практически все 100% информации посвящены рассмотрению эпидемиологии, этиологии, патогенезу, клинике, диагностике и лечению конкретных нозологий и не уделяется должного внимания тем частым пограничным ситуациям, когда психическое (личностное) доминирует в патогенезе, патокинезе и патоморфозе соматического или психосоматического заболевания. Во многом вина в этом не самих врачей, а той системы (у нас так принято, во всем винить систему), в которой они получают медицинское образование и в которой они работают. Все начинается со студенческой скамьи, когда такие, как кажется студенту общие и отвлеченные от конкретной медицинской практики проблемы в отношении личности больного человека (пациента), ее влиянии на характер патологического процесса и проблемы в отношении влияния болезни на личность пациента – не имеют важного практического значения, поскольку уже тогда у него (у студента медицинского ВУЗа) формируется примат соматического в структуре патологии, которой занимаются интернисты и неврологии, а информация на занятиях по психиатрии с курсом медицинской психологии воспринимается на инфантильном уровне (знать, что бы сдать зачет или экзамен, а затем забыть, … размышляя следующим образом: «а к чему мне все эти «душевнобольные проблемы» [пациентов], я ведь буду, к примеру, нейрохирургом, или пульмонологом, или кардиологом»). А «на выходе» (в медицинской практике любого медицинского учреждения вне психиатрических учреждений) что получаем?! А получаем в большом проценте случаев лечение «псевдореальной» соматической проблемы у пациента с соматизированной депрессией, или генерализованным тревожным расстройством, или соматоформным вегетативным расстройством, или лечение «псевдореальной» соматической проблемы у личностей с конверсионным или диссоциативным расстройством, более того неоднократно оперируем пациентов не имеющих хирургическую патологию, но зато имеющих психопатологические состояния, сопровождающиеся телесно ориентированной аутоагрессией с искусственно вызванными расстройствами соматических функций (синдром Мюнхгаузена, патомимии), или безрезультативно лечим в соматических отделениях пациентов с органными неврозами или с ипохондрическим развитием, и т.д. и т.п. Более того, каждый невролог (и часто врач любо другой специальности [вне психиатрии]) имеет в своей практике десятки «трудных случаев (трудных пациентов)», когда лечение пациентов с «болью» (генерализованной, головной, в спине, в копчике, в области половых органов, в животе, в языке, в лице и т.д.) не приносит ни каких позитивных результатов, или когда головокружение и шаткость при ходьбе не поддается купированию, несмотря на проведенные десятки исследований и всевозможные методы лечения, и т.д. и т.п. Круг подобных поблеем очень широк, и в рамках данного сообщения изложить даже минимально необходимую для ознакомления информацию не возможно. Необходимо чтобы в рамках медицинского образования в медицинских ВУЗах более строго подходили к изучению студентами, а затем врачами-интернами или клиническими ординаторами психосоматических расстройств (психических расстройств в общей медицине), медицинской психологии и пограничных психических расстройств. Конечно же, большую часть проблемы решило бы обеспечение каждого «соматического (неврологического)» стационара и поликлиники врачом-психиатром, хорошо владеющим не только знаниями по своей «узкой» специальности, но хорошо ориентирующимся в вопросах соматической патологии, что позволит ему своевременно выявлять пациентов с психосоматической патологией (направленных к нему врачами-интернистам, хирургами и неврологами) и обеспечивать их необходимым лечением. Но поскольку данная ситуация является больше утопией, чем реальностью, поэтому каждый врач общесоматической сети должен в совершенстве владеть общими знаниями в отношении психосоматической медицины (и пограничных психических расстройств), ежемесячно повышать свои знания и навыки по выявлению пациентов с психосоматическими расстройствами, и пациентов с  пограничными психическими расстройствами, мимикрирующими под соматическую патологию, изучая специальную литературу, адаптированную для врачей «не-психиатров» (в настоящее время следует ориентироваться на фундаментальные труды в этой сфере академика РАМН А.Б. Смулевича). Со стороны же системы здравоохранения должны быть внесены необходимые поправки в систему обучения и сдачи итоговых экзаменов (государственных, а в дальнейшем по специальности), в перечень которых обязательно должен входить экзамен (в том числе затем каждые 5 лет при повышении квалификации) по психиатрии (в рамках «психосоматическая медицина и  пограничные психические расстройства») и медицинской психологии, а также ежегодно организовываться (совместно психиатрами и врачами других специальностей) семинары, круглые столы, конференции, посвященные указанным выше разделам медицины. Только таким способом (такой реформой) возможно кардинально изменить ситуацию в медицине и значительно снизить количество «пациентов-хроников», «трудных пациентов», пациентов, получающих «неадекватное, ненужное (и безрезультативное) лечение», тем самым повысить качество оказания медицинской помощи и значительно снизить финансовые (медикаментозные, в частности) расходы в системе местного, а соотвественно и государственного здравоохранения, что не может не сказаться благоприятно в целом на финансово-экономической ситуации в стране. Ваш покорный слуга, laesus_de_liro.

Комментариев нет:

Отправить комментарий