четверг, 1 марта 2012 г.

"Страшно красивые" сравнения и выражения анестезиологов

Небезопасность «большой» интубационной общей анестезии очевидна не только для всех анестезиологов, но и для многих хирургов. Отсутствие самостоятельного дыхания при сохраненном кровообращении — это наполовину клиническая смерть (при которой отсутствует и то, и другое). А с учетом отсутствия сознания — на две трети клиническая смерть. Ларингоспазм, аспирационный синдром Мендельсона, трудная интубация — эти термины заставят вздрогнуть любого анестезиолога. Впрочем, несмотря на наличие в утвержденном Минздравом Украины протоколе трудной интубации ларингеальной маски, эти недорогие маски в Харькове закупают только роддома — их главврачам дороже обходятся наркозные смерти. В большинстве остальных учреждений живут по украинской пословице: «Поки грім не гряне, дядько не перехреститься», забывая, что отсутствие этой маски на рабочем месте уже чревато судебным вердиктом и для врача, и для администрации.

Риск «смертельно простого» внутривенного наркоза с сохраненным самостоятельным дыханием осознают не все хирурги, хоть они сегодня и не проводят его самостоятельно, как 20–30 лет назад. «Бывают малые операции, но не бывает малых наркозов» — это не просто красивый афоризм, а отражение максимальной опасности при введении в наркоз и выходе из самого короткого наркоза, когда и случаются вышеупомянутые ларингоспазм и аспирация. Опасность «смертельно простого» внутривенного наркоза состоит в том, что эти осложнения возможны на всем его протяжении — ведь дыхательные пути не защищены эндотрахеальной трубкой.

Эпидуральная и спинальная анестезия при прекрасных обезболивании и релаксации позволяет пациенту самому защищать свои дыхательные пути. Но их не зря объединяют общим словом «нейроаксиальная» — английский термин neuraxis означает «цереброспинальная ось» — наиболее защищенный отсек организма, вторжение в который обеспечивает потрясающую анестезию, но может привести к не менее потрясающим побочным эффектам (от гипотензии до апноэ) и осложнениям (включая необратимый паралич).

Блокады нервов и их сплетений (до сих пор называемые у нас проводниковой анестезией) лишены недостатков нейроаксиальной анестезии и наркоза, но в отличие от наркозов действительно бывают «малыми» и «большими». Анестезия одного пальца менее опасна, так как требует всего нескольких миллилитров анестетика, чем анестезия всей конечности на порядок большей дозой (десятки миллилитров). Поэтому самой большой опасностью самой безопасной анестезии остается интоксикация местным анестетиком: либо мгновенная (при внутрисосудистом введении), либо отсроченная (вследствие диффузии в сосуды).

Комментариев нет:

Отправить комментарий