пятница, 23 марта 2012 г.

Фантазия на тему: «жёсткая система обучения клинических ординаторов на кафедре неврологии»

Буду излагать основные свои мысли тезисами (как говориться: «не буду лить воду»). Учитывая то, что «клиническая ординатура» является  высшей формой повышения квалификации врачей-специалистов по определенной профессии в высших медицинских заведениях образования, клинический ординатор должен пройти жесткую систему «клинического воспитания» (в нашем случае по неврологии):

1. независимо от результата предварительного экзамена на соответствие возможности обучения выпускника медицинского ВУЗа в клинической ординатуре и зачисления в нее, на кафедре, созданная комиссия (зав. кафедрой и члены преподавательского состава) должны провести повторное собеседование с каждым клиническим ординатором на предмет выявления «инфантильных» личностей, продолжающих «обучение по инерции» (решившие обучаться в клинической ординатуре (КО) вследствие случайных стечения обстоятельств, то есть  без осознанного стремления и затрат сил и средств [моральных] для зачисления в КО по неврологии и по иным причинам, которые лучше умолчать, что бы не тревожить сильных мира сего), над которыми в дальнейшем должна проводится строгая система двойного-тройного контроля;

2. совместная курация пациентов совместно с врачом-преподавателем возможна  только после сдачи зачета на «отлично» по «топической диагностике в неврологии» и «методам (клиническим и параклиническим) обследования в неврологии» созданной комиссии (зав. кафедрой и члены преподавательского состава); максимальный срок осуществления данного этапа 1 месяц (в исключительных случаях – 2 месяца); в случае если клинический ординатор не уложился в указанный срок – решается вопрос об его отчислении из КО;

3. совместная курации пациентов с врачом-преподавателем в течение 3-х месяцев; за этот период клинический ординатор улучшает навыки анамнестического  и клинико-неврологического обследования пациентов, навыки параклинической диагностики и постановки диагноза, но без самостоятельного назначения лечения; за этот срок параллельно курации с врачом-преподавателем клинический ординатор должен сдать зачет на «хорошо-отлично» по клинической фармакологии (с акцентом - в неврологии) созданной комиссии (зав. кафедрой и члены преподавательского состава);  в случае если клинический ординатор не уложился в указанный выше срок (3 месяца) – решается вопрос об его отчислении из КО;

4. совместная курации пациентов с врачом-преподавателем в течении 2-х месяцев, в указанный период клинический ординатор осуществляет под контролем врача-преподавателя анамнестическое, клинико-неврологическое и инструментальное обследование пациента и назначение лечения с параллельным повторением (более глубоким изучением) основных неврологических синдромов и заболеваний, после чего (примерно к 6-му  месяцу обучения) сдается итоговый зачет (экзамен) специально созданной комиссии (зав. кафедрой и члены преподавательского состава) по «топической диагностике», «методам анамнестического, клинико-неврологического и инструментального исследования», «клинической фармакологии (с акцентом - в неврологии)»; в случае если клинический ординатор не уложился в данный срок и не сдал промежуточный  экзамен (возможна пересдача еще 1 раз в течение 1 месяца)  – решается вопрос об его отчислении из КО;

5. Таким образом примерно к 6-ти месяцам обучения в КО клинический ординатор должен овладеть необходимым минимумом (установленным вышестоящими инстанциями по образованию в медицинских ВУЗах) для возможности самостоятельной курации пациентов под наблюдением – контролем (ежедневным) врача-преподавателя (согласование диагноза, назначенного обследования и лечения) в течение следующих 5 - 6-ти месяцев (в общей сложности 1 год обучения в КО), в течение которых продолжается повышение уровня знаний и навыков в рамках промежуточных – еженедельных занятий (и мини-зачетов); в конце первого года КО сдается итоговый экзамен на предмет возможности самостоятельной курации пациентов с контролем врачом-преподавателем проведенной работы клиническим ординатором в конце рабочего дня или 2-3 раза в неделю; в случае, если клинический ординатор не уложился в указанный срок и не сдал итоговый  экзамен (возможна пересдача еще 1 раз в течение 1 месяца)  – решается вопрос об его отчислении из КО;

6. в течение 2-го года обучения КО клинический ординатор согласно установленному плану посещает для повышения своей квалификации кафедры «дополнительных клинических дисциплин» (обязательно анатомия, в том числе топографическая, клиническая фармакология, организация здравоохранения и др.) – в течение не более 4 – 5 месяцев (в общей сложности); в промежутках между посещения указанных выше кафедр клинический ординатор продолжает курацию пациентов в условиях, уточненных в п.5 с ежемесячным докладом созданной комиссии (зав. кафедрой и члены преподавательского состава) о проделанной работе («клинические выводы») с параллельным тестированием (устным) по «топической диагностике», «методам анамнестического, клинико-неврологического и методам инструментального  исследования», «клинической фармакологии (с акцентом - в неврологии)»; следует заметить, что в течение последнего года КО организованные занятия (еженедельные) по неврологи не проводятся - клинический ординатор самостоятельно изучает (по плану) темы занятий в удобные для него время, а итоговое тестирование по ним проводится по выше указанной методике – «клинические выводы».

7. каждый клинически ординатор должен курировать только лишь одну палату отделения (из расчета 4 – 5 пациентов), исходя из чего, должен строиться план по набору необходимого количества клинических ординаторов, так же в течение 2-го года обучения клинический ординатор должен выполнить 2 обзорные работы по темам, имеющих отношение к клинической неврологии; в течение 2-го года обучения  - ежемесячно 2 ночных дежурства или 1 дежурство суточное (в отделении неврологии).

Примерно так, хотелось бы мне видеть обучение клинических ординаторов на базе кафедры неврологии (самое главное с жесткой системой реализации отчисления из КО в случае неуспеваемости, а в ином случае мы воспитываем врачей-разгильдяев, которые надеются на авось, старшего товарища и т.д.). «Жёстко» – ска'жите, зато какой отбор, зато какая реализация интеллектуального и морального (в т.ч. дисциплинарного) потенциала клинического ординатора. И не надо давать поблажек тем, кто учиться на платной основе, в случае «провала» будут лучше ценить вложенные в них средства. Ну, и, все, пофантазировал и хорош, пора возвращаться в реальность, где можно делать то, чего делать нельзя! Ваш покорный слуга, laesus_de_liro.

Комментариев нет:

Отправить комментарий